(Чеботарёв Иван Алексеевич; 7.01.1829 (по др. сведениям, 1830), Курск - 30.11.1900, г. Верхотурье Пермской губ.), прп. Верхотурский (пам. 30 нояб., 15 мая, в Соборе Екатеринбургских святых, в Соборе Валаамских святых и в Соборе Курских святых), схим. Род. в семье мещанина-торговца, получил домашнее образование. С отрочества помогал отцу в торговых делах, любил уединение, чтение житий святых, беседовал с богомольцами, останавливавшимися в доме Чеботарёвых на ночлег. В 1853 г. совершил паломничество к святыням Киева. После кончины родителей Чеботарёв трудился подручным, а затем старшим приказчиком у некоего курского купца. Стремясь к монашеской жизни, отказался от выгодного брака с дочерью хозяина. Рассказ одного из гостивших у Чеботарёва паломников о строгости иноческой жизни на о-ве Валаам предопределил выбор обители.
4 янв. 1862 г. юноша поступил в Спасо-Преображенский Валаамский монастырь, 13 янв. 1864 г. зачислен в число послушников. Окормлялся у игум. Дамаскина (Кононова), к-рый, отметив самоотверженность, трудолюбие и обязательность молодого послушника, постриг его в рясофор и благословил непродолжительное время пустынножительствовать на о-ве прп. Сергия Валаамского (Пуутсаари). Вернувшись в обитель, И. исполнял различные послушания, был портомойным, погребным, трудился в пекарне. 24 апр. 1871 г. принял монашеский постриг с именем Иоанникий. Ок. 5 лет был пономарем в ц. во имя преподобных Сергия и Германа Валаамских, в свободное время читал труды св. отцов. Стремясь к уединенной жизни, по благословению игуменов Дамаскина и Ионафана (Дмитриева) переселился в скит во имя прп. Авраамия Ростовского на Емельяновском о-ве, а затем - в более строгий скит в честь Коневской иконы Божией Матери, где служил смотрителем. Крайне аскетичную жизнь в скитах проводил под духовным руководством иеросхим. Антипы Валаамского . Не имел кровати, спал либо сидя, либо в сенях на дровах. Непрестанную молитву Иисусову и чтение св. отцов сочетал с физическим трудом (корчевал пни, колол дрова, трудился на огороде). Келейное правило Иоанникия включало множество поклонов. Отказывался от неоднократно предлагавшегося валаамскими настоятелями рукоположения в священный сан. Изнурительный труд, связанный с послушаниями и личными подвигами, стал причиной болезней. 23 сент. 1891 г. Иоанникий был почислен за штат. 16 янв. 1892 г. принял великую схиму с именем Илия и до 1893 г. подвизался в скиту во имя св. Иоанна Предтечи. Впосл. в келье И. в Предтеченском скиту проживал валаамский старец схим. Никита (Евдокимов).
По словам духовника, И. «открыто не проявлял своих подвигов, а жизнь подвижническую проводил тайно... Всегда ища себе душевного мира и спокойствия, он переходил из скита в скит, быть может, это и была конечная причина, что он оставил Валаам» (Валаамский патерик. 2001. С. 303). В связи с преобразованием верхотурского во имя святителя Николая Чудотворца мужского монастыря из штатного в общежительный и с введением в этой обители нового устава из Валаамского мон-ря туда были направлены опытные иноки во главе с иером. Иовом (Брюховым). Вместе с ними в дек. 1893 г. переехал и И. Нек-рое время он жил в юго-вост. башне монастырской ограды, нес послушание при мощах прав. Симеона Верхотурского. Духовный опыт И. был ценен как для братии, так и для расположенных рядом с Верхотурьем жен. обителей. В 1894 г., избегая многочисленных посетителей, И. оставил обитель и уединился в глухом лесу недалеко от монастырской заимки на р. М. Актай (в 8 км от Верхотурья). Первоначально старца навещали только насельники мон-ря. Однако, когда паломники узнали, что эта пустынька расположена недалеко от ведущего к мон-рю Гороблагодатского тракта, они стали посещать подвижника на новом месте, и он вопреки стремлению к безмолвию принимал всех ищущих духовного совета. Еще в Верхотурском монастыре И. познакомился с Евдокимом Плёнкиным († 1905), 60-летним мирянином, подвизавшимся в 23 км от Верхотурья. В окт. 1896 г. И. переселился ближе к Плёнкину, однако кельи подвижников разделяло более 11 верст. В эти годы И., несмотря на преклонный возраст, усилил молитвенные подвиги. Он продолжал принимать посетителей и вести переписку с монашествующими и мирянами. Каждые 3 недели приходил в монастырь, причащался Св. Таин. Вкушал лишь сухари, воду, иногда картофель. В 1899 г. по просьбе игум. Арефы Верхотурского И. вернулся в мон-рь, поселился в уединенной келье в монастырской роще близ братского кладбища. С окт. 1900 г. ежедневно причащался Св. Таин, посетителей уже не принимал. Согласно Житию, в день кончины И., к удивлению братии, повелел открыть двери своей кельи «для всех». С посетившими его игум. Арефой и др. насельниками старец «беседовал свободно и даже в некоторых случаях употреблял шуточные слова. Вечером же стало заметно, что силы совершенно покидают его, но он, как бы собираясь в путь на брачный пир, совершенно спокойно выслушал прочтенную над ним отходную молитву». И. был погребен 4 дек. 1900 г. на монастырском кладбище, у алтаря ц. во имя мч. Неофита, его могила почиталась богомольцами. Над захоронением преподобного была поставлена часовня с келейной иконой Божией Матери «Знамение». В 1908 г. в Н. Новгороде было издано составленное В. С. Барановым жизнеописание подвижника с приложением писем к инокиням. И. вел духовный дневник (местонахождение неизв.). Сохранилось несколько фотографий старца. 19 авг. 1994 г., в праздник Преображения Господня, состоялось обретение мощей подвижника, 31 дек. 2003 г. решением Свящ. Синода РПЦ он был прославлен в лике местночтимых святых, 18 окт. 2004 г. по благословению Святейшего Патриарха Алексия II его имя было включено в Собор Валаамских святых. Мощи И. покоятся в Николаевской ц. Верхотурского муж. монастыря.